органы местного самоуправления
Дошкольное воспитание

Анализ работы 
по дошкольному образованию
за 2015-2016 учебный год

 

В настоящее время имеет место принципиально новая стратегия развития общества, основным ресурсом которой выступает образование. Модернизация образования, в том числе и дошкольного, не только государственное требование, но и важнейшее условие качества жизни каждого человека. В действующей стратегии социально – экономического развития Верховажского муниципального района одной из важнейших целей является обеспечение доступного и качественного дошкольного образования.  Осуществляется реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,  Федеральной целевой программы развития образования. Основными  документами стратегического планирования   регионального значения считаются Стратегия развития образования в Вологодской области до 2020 года,   Программа развития образования Верховажского муниципального района на 2013 – 2017 годы, План мероприятий «Дорожная карта». Целевыми ориентирами  деятельности, в соответствии с указанными документами, остаются обеспечение государственных гарантий доступности и равных стартовых возможностей для формирования успешной, социально активной личности, отвечающей требованиям современного общества и экономики.

В соответствии с письмом Заместителя Губернатора Вологодской области №их.01-5266/16 от 12.05.2016, продолжают оставаться на контроле вопросы выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики  в области образования и науки». Основным результатом в сфере дошкольного образования в соответствии с данным Указом стало достижение Верховажским районом показателя обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.    Охват дошкольным   образованием детей с 1года  до 7 лет на 01.06.2016 года составляет  86 %. Охват детей с 0 до 3 лет  -   41%.

Наряду с мерами по обеспечению доступности, важнейшим направлением работы выступает повышение эффективности деятельности   сети дошкольных образовательных организаций, предоставление разнообразного спектра образовательных услуг с учетом потребности общества.

Сеть муниципальных образовательных организаций, реализующих основную  образовательную программу дошкольного образования,  в 2015-2016 учебном году была представлена 15 учреждениями, в которых функционировало 42 группы с общей численностью детей на 1 января 2016 года – 864 (на 1 июня  - 863),  в том числе:
9 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (с 29 04.2016 – 8), 32 группы  с численностью воспитанников 674  человека;
6 муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих в своей структуре дошкольные группы  - 10 групп с численностью воспитанников дошкольного возраста 190 человек;

Стабильно количество детей в ДОО села Верховажье и уменьшается контингент дошкольников в сельских поселениях.   

За прошедший учебный год сеть учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,   претерпела следующие изменения:
- с 01.09.2015 года закрыта МБОУ «Олюшинская начальная «школа», закрыты  адреса реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в п. Макарцево МБОУ «Верховская школа», п. Пежма МБОУ «Морозовская школа», д. Безымянная МБОУ «Нижнекулойская СОШ» по причине отсутствия детей   дошкольного возраста.
- МБДОУ «Детский сад №4 «Колосок», «Липецкий детский сад №8», «Верховский детский сад №10» ликвидированы в процессе присоединения к общеобразовательным школам.

В связи с изменениями в законодательстве и увеличением требований к образовательным учреждениям, с целью развития системы в условиях постоянного дефицита бюджетных средств, приходится думать над оптимизацией расходов не в ущерб качеству образовательного процесса. В районе начался процесс сокращения образовательных организаций, как юридических лиц, объединение малокомплектных ДОО в новую организацию, расположенную в двух и более зданиях. С 29.04.2016 МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» и «Детский сад комбинированного вида №1 «Радость» в результате процедуры реорганизации в форме слияния функционируют как единое юридическое лицо МБДОУ «Детский сад №1 «Радость». В настоящее время запущены процедуры реорганизации в форме присоединения МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3» к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12», МБДОУ «Заречный детский сад» к МБДОУ «Детский сад №6 «Лесная сказка», МБДОУ «Детский сад №7» к МБОУ «Шелотская основная школа».

Актуальными  остаются   вопросы равного доступа к образовательным услугам детям – инвалидам и детям с ОВЗ. Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 года №761, определены основные направления и задачи деятельности всех образовательных организаций по обеспечению прав на образование таких детей. В целях реабилитации   детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в районе функционировала  логопедическая группа МБДОУ «Детский сад №1 «Радость», три логопункта в МБДОУ   №2,3,6, в которых получили коррекционную помощь  101 ребенок, имеющий  проблемы в развитии речи. Детские сады района посещают 9 детей-инвалидов,  16 детей получили оздоровительные услуги в группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко» для часто и длительно болеющих детей. Для родителей детей, не посещающих детский сад, нуждающихся в коррекционной помощи была организована работа консульпункта на базе МБДОУ «Детский сад №1 «Радость» для получения методической, психолого – педагогической, диагностической помощи. Эту работу необходимо расширять и охватить данными услугами всех детей – инвалидов, не посещающих детский сад.

Численность воспитанников муниципальных образовательных учреждений    с 2014 года снизилась  на 53 человека, впервые с 2004 года.  В 2015 году в Верховажском муниципальном районе  родился 171 ребенок, это на 13 больше, чем в 2014 году.  

Продолжается  миграция молодых семей с детьми дошкольного возраста из сельских поселений в райцентр. Мы решили  проблему устройства в детский сад детей раннего возраста, но по-прежнему остаются переполненными группы в селе Верховажье.  

На 1июня 2016 года очередь детей   на устройство в детские сады района составила 218 человек.  Из них актуальный спрос на 15.08.2016  - 122 ребенка, из них в селе Верховажье 76 детей. В соответствии с изменениями в законодательстве, на основании Приказа Минобрнауки от 29.12.2015 № 1527 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации в другие» приняты новые редакции Порядка учета детей, нуждающихся в предоставлении места в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, Административного регламента  по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет,  прием и перевод детей в образовательные организации Верховажского муниципального района, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования». Доля детей, стоящих на учете для определения в МБДОУ в общей численности детей 0 – 7 лет - 18 %. Управление образования при содействии детской консультации, администраций сельских поселений ведет учет детей дошкольного возраста, не посещающих   образовательные учреждения. Выявляются причины непосещения. Всего в 2015 году не охвачено дошкольным образованием  308 детей, из них дети до 1 года – 171 человек.

Прием в образовательную организацию относится к компетенции образовательной организации. Комиссия  по распределению мест в детские сады в 2016 году направила в муниципальные учреждения  207 детей.  На 1 июня местами в дошкольных образовательных учреждениях   обеспечены дети от 1,5 до 7 лет.     Доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, составила  86%. Из них дети с 1 года до 3 лет – 63  %, с 3 лет до 5 лет  –  93 %, с 5 лет до 7 лет -  99 %.  

Особым направлением  муниципальной политики в сфере дошкольного образования является создание условий реализации программы дошкольного образования. В среднем по району на одного воспитанника приходится 11.1 кв. метра площади, это выше  норм СанПиН. Ежегодно руководители и коллективы МБДОУ проводят большую работу по подготовке учреждений к новому учебному году и работе в зимний период. Вместе с тем, все учреждения имеют предписания Роспотребнадзора и ГосПожнадзора. Только 86 % учреждений имеют канализацию, 86 % водоснабжение, 86 % - центральное отопление, это ниже областных и региональных показателей. Улучшение материальной базы  и совершенствование образовательной среды дошкольников требует дополнительных источников финансирования, привлечение внебюджетных средств. В 2015 - 2016 году за счет бюджетных и внебюджетных средств учреждений оборудована вторая группа и прогулочная площадка в МБОУ «Морозовская школа», переоборудовано помещение дошкольной группы в МБОУ «Чушевицкая средняя школа», заменено ограждение в МБОУ «Климушинская начальная школа – детский сад», установлены стеклопакеты в МБДОУ «Детский сад №1», МБОУ «Верховская СОШ», установлен «Стрелец – мониторинг» в МБДОУ №1, видеонаблюдение в МБДОУ №2. Приобреталась детская мебель, технологическое оборудование, игрушки и пособия. Например, акустические системы в МБДОУ № 1, 6, холодильник, стиральная машина, кухонные комбайны, игровая мебель в МБДОУ №2, 9, 12 и др.
В 2015/2016 учебном году   проводилась работа по повышению эффективности бюджетных расходов, качества управления финансами учреждений. Особое внимание   уделялось  разработке Планов финансово – хозяйственной деятельности   (главному финансовому документу, определяющему, куда будут потрачены бюджетные средства), а так же Муниципальным заданиям, где определена стоимость оказываемых образовательных услуг. В соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,  от 18.07.2011 №223 –ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» осуществляются закупки через процедуры конкурсов и аукционов или у единственного поставщика.  Проводится мониторинг, который включает в себя анализ и оценку совокупности  процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования средств, охватывающих все элементы финансового процесса: составление плана финансово – хозяйственной деятельности, исполнение бюджета учреждения, учет и отчетность, внутренний контроль. Муниципальная система дошкольного образования   финансируется   за счет субвенций бюджету   на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных организациях.  Нашей задачей, особенно в малокомплектных учреждениях, продолжает оставаться  максимально сформировать контингент воспитанников и обеспечивать посещение этого контингента.  План посещений выполнен в 2015 году на  76,3 % (что на 1,3% ниже уровня прошлого года).  Необходимо повысить результативность  работы по выполнению детодней, достижению эффективности функционирования учреждений.

Кроме того, муниципальные учреждения расходуют средства, полученные от родительской платы. Федеральным законом от 29.06.2015 №198 –ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается для каждого муниципального образования нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в зависимости от условий присмотра и ухода. Постановлением Правительства Вологодской области от  07.12.2015 №1041 «Об установлении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования на территории области на 2016 год» утвержден максимальный размер родительской платы для Верховажского муниципального района в сумме 2150 рублей. Размер родительской платы, устанавливаемый учредителем, не должен превышать вышеуказанный максимальный размер.  В соответствии с данным документом, с 01.04.2016 года Постановлением Главы Верховажского муниципального района установлен размер родительской платы – 90 рублей/день. Средний размер родительской платы в районе   за 1 квартал 2016 года составил 1552 рубля в месяц. По сравнению с прошлым годом он не увеличился. Льготами по родительской плате воспользовались 15 родителей (законных представителей)  детей:     9 семей, имеющих детей – инвалидов и  6 семей, имеющих опекаемых детей, они  полностью освобождены от родительской платы.     

На основании Закона Вологодской области от 17.07.2013 года № 3140-033 «О мерах  социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование»  во всех муниципальных образовательных учреждениях выплачивается компенсация части родительской платы. Проведена большая работа по предоставлению государственной услуги по выплате денежной компенсации части платы за посещением ребенком дошкольного учреждения в электронном виде. В настоящее время все заявления на компенсацию подаются через портал Госуслуг.  

В Верховажском муниципальном  районе продолжает реализоваться  План мероприятий (Дорожная карта) -  изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования.  Систематически в нее вносятся актуальные изменения.   Реализация мероприятий Дорожной карты обеспечивает  соблюдение требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения. В районе ряд показателей Дорожной карты соответствует или даже выше федеральных и областных показателей. Это, как уже говорилось выше, 100% отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования,  охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 0 до 3 лет), численность воспитанников в  расчете на одного педагогического работника.

Но такие показатели, как  «соотношение педагогических работников и административно – управленческого и обслуживающего персонала», «численность  работников образовательных организаций со стажем работы менее 10 лет» необходимо приводить в соответствие с Соглашением Департамента образования.
Расширение общественного участия в формировании образовательной политики рассматривается как приоритет развития образования во всех стратегических документах. Важной для нас является работа по информационной открытости образовательной организации, установлению диалога во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг, привлечению общественности к управлению ДОО и создание системы информирования о деятельности всех участников образовательного процесса. Работа по повышению информационной открытости была направлена на создание условий, обеспечивающих получение достоверной, оперативной  и доступной информации о деятельности детского сада, а так же повышение качества управления через активное внедрение современных информационно – коммуникационных технологий. Открытость рассматривалась как канал двухсторонней связи, способствующей удовлетворенности субъектов внешней среды относительно деятельности МБДОУ. Для более широкого и эффективного доступа к информации  организована работа в нескольких направлениях: размещение необходимой информации на информационном сайте, информационном стенде, выпуск газеты, информационных листков и др. Добиваемся того, чтобы информация была понятна для разных целевых аудиторий.

Результаты анализа деятельности и нормативное сопровождение публикуется на информационных сайтах учреждений. Мониторинг их наполняемости показал, что сайты детских садов в основном соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ №582 от 10.07.2013 «Об утверждении Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.10.2015 №1120 в данные правила внесены изменения, на основании которых образовательные организации разместили на сайтах документ об установлении размера родительской платы, взимаемой с родителями за уход и присмотр за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования. Руководители МБДОУ «Детский сад №1 «Радость», «Детский сад общеразвивающего вида №9», «Детский сад общеразвивающего вида №12» приняли участие в обучающем семинаре «Официальный сайт учреждения дошкольного образования как инструмент эффективного управления учреждением». Наполняемость сайтов составляет от 90 до 100%. Наибольшее наполнение сайтов в МБДОУ № 1, 2, 7, 9.   В системе обновляют информацию на сайтах МБДОУ № 3, 12. По- прежнему, не всегда своевременно размещается информация о движении контингента воспитанников, поступлении и расходовании финансовых средств, о деятельности органов государственно-общественного управления.  

Стремимся выполнить главное назначение всех информационных ресурсов – обеспечение родителей и представителей социума всей необходимой информацией, ответить на все интересующие вопросы.   Использование информационных технологий в дошкольном образовании способствовало повышению эффективности и качества образовательного процесса. Для руководителей и педагогов проведены семинары «Обеспечение информационной открытости ДОО», «Информационно – коммуникационные технологии в музыкальном образовании дошкольников» и др. Практически все педагоги используют  ИКТ в образовательном процессе, владеют возможностями использования информационной сети Интернет. Детские сады и педагоги района участвуют в конкурсах, проводимых в СМИ,  воспитатели начали активное общение с коллегами на педагогических интернет – сайтах и форумах.

Федеральный государственный образовательный стандарт  задал новые, современные координаты развития дошкольного образования, которые обеспечивают его соответствие запросам личности, общества, государства.  В районе продолжается работа по созданию условий  для реализации   ФГОС дошкольного образования. В краткие сроки все педагоги района прошли обучение по ФГОС ДО. Разработаны и утверждены  План мероприятий по обеспечению введения и реализации ФГОС в Верховажском муниципальном районе на 2016 год, Планы образовательных учреждений. Функционирует рабочая группа для координации деятельности МБДОУ по введению ФГОС.  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко»  работает как областная  базовая площадка, реализующая   ФГОС ДО. В учреждении прошел семинар для руководителей «Использование интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС ДО». Учреждения района продолжают принимать участие в Федеральном мониторинге ФГОС ДО. Все МБОУ заполнили электронные анкеты и выложили их в личных кабинетах. Обобщенные результаты позволяют сделать вывод, что все учреждения района готовы и успешно внедряют  ФГОС, для этого имеются нормативные, кадровые, материально – технические,    методические условия. Необходимо продолжать их совершенствовать. Вместе с тем, имеется ряд проблем, вызывающих трудности: отсутствие  примерных программ, методических рекомендаций Федерального уровня, критериев оценки результатов реализации программ нового поколения. Информация по введению ФГОС ДО  систематически публикуется на информационных сайтах Управления образования, образовательных учреждений, в газете «Верховажский вестник».   Обеспечение организационного и методического сопровождения введения ФГОС ДО на муниципальном уровне осуществлялось системно. Для этого содержательно наполнялся процесс профессиональной деятельности руководителей МБОУ и педагогов. Проведены совещания для руководителей из цикла «Модернизация муниципальной системы образования в условиях введения ФГОС ДО».  Педагоги района (Ордина Т.Я, Попова Е.Н, Головкина Н.В, Пущина О.Н, Васильева Е.К, Пивоварова А.П. и др.) приняли участие в межрайонной педагогической конференции «Актуальные проблемы образования детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО» в с. Сямжа, в заочной региональной научно – практической конференции «Инновационная деятельность руководителей и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО», региональной научно – практической конференции «Реализация ФГОС ДО; промежуточные результаты». Востребована работа проблемной  творческой группы воспитателей, которая   осуществляет разработку методического сопровождения на этапе реализации ФГОС. На ее заседаниях рассмотрены вопросы организации образовательного процесса с включением различных видов детской деятельности и культурных практик, современные образовательные технологии. Все образовательные учреждения разработали  образовательные  программы дошкольного образования, которые занимают свое место внутри образовательной подсистемы наряду с ФГОС. Основная цель Образовательных программ в соответствии ФГОС ДО – реализовать собственную модель организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий. В соответствии с ФГОС и Образовательными программами педагоги разработали рабочие программы, перспективное и календарное планирование, в которых конкретизированы системы образовательной работы для конкретных возрастных групп.  В 2015 году 100% воспитанников были охвачены образовательными программами в соответствии с ФГОС ДО.

На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом выступает оценка качества образования. Этой теме был посвящен семинар для руководителей МБОУ «Управление качеством образовательного процесса в период перехода на ФГОС ДО», который прошел на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Лесная сказка».  Образовательный стандарт переориентирует нас с привычной оценки результатов на оценку условий, которые должны быть созданы в детском саду  и обеспечат детям соответствующую их возрасту социальную ситуацию развития. Данная оценка опирается на анализ условий, обозначенных в стандарте: материально – технические, финансовые, психолого – педагогические, кадровые.

Особые требования предъявляются  к педагогам, потому что они основная фигура образовательного  процесса. Для успешной работы с детьми сегодня нужен педагог с уже сложившимся профессиональным опытом, умением анализировать и планировать свою деятельность, нести ответственность за результат. В соответствие с Федеральной целевой Программой развития образования требуется кардинальное и масштабное развитие компетенций педагогических кадров. Муниципальные учреждения района укомплектованы педагогическими кадрами, обладающими основными компетенциями, способными не только  решать текущие проблемы, но и работать на опережение.  В муниципальных образовательных учреждениях трудятся 174 человека, деятельность которых обеспечивает предоставление дошкольных образовательных услуг – присмотра и ухода и образования, 80 из них – педагоги.  

В районе отмечается улучшение качественных характеристик педагогического коллектива:

Год

Образование,%

Стаж, %

Аттестация

Курсы

Награды

Высшее

Ср.сп

До 5

5-10

10 и более

Высшая

I

СЗД
II

2014

30

70

5

13

82

28

45

14

29

24

2015

30

70

5

16

79

28

46

14

61

25

2016

35

65

1

10

89

35

50

15

25

27

Увеличилась доля педагогов, имеющих высшее образование, квалификационные категории. Проблемой остается низкое количество молодых педагогов  со стажем работы до 10 лет, в прошлом учебном году в ДОУ района не пришло не одного молодого специалиста.

Стратегической целью государственной политики выступает повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина. Актуально в связи с этим стоит вопрос об усилении профессионального развития педагогических работников и повышения их профессионального уровня.   Для этого необходимо развитие кадрового потенциала, обеспечение индивидуальных траекторий его обучения, формирование конкурентоспособности. Приоритетность данного направления прописана в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС ДО. Шесть педагогов района, имеющих педагогическое, но не дошкольное образование проходят обучение по переподготовке на базе АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» и БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж».  С введением ФГОС   появились и новые направления повышения квалификации педагогов, нацеленные на повышение компетентности в области личностных  и профессиональных качеств. На базе МБДОУ «Детский сад №1 «Радость» прошел семинар  «Совершенствование профессиональной компетентности современного педагога в условиях стандартизации образования».  

Компетентностный подход к профессиональной деятельности является ведущим и связан с тем, что критериями профессионализма работника выступают профессиональные компетенции, которые становятся показателями качества подготовки педагога. На этом основана процедура  аттестации педагогических кадров, нацеленная на развитие и совершенствование мастерства воспитателей, приобретению опыта реализации инновационных идей.     В 2015-16 году аттестовано    2 руководителя на соответствие занимаемой должности и   14  педагогов  -    на высшую категорию и первую,    квалификационные категории.

В учреждениях разработана нормативная база и обеспечена организация процесса аттестации на соответствие занимаемой должности. Для педагогов проведены консультации, мастер – класс по оформлению портфолио. Основная цель этих мероприятий – анализ и представление результатов профессионального и личностного становления специалиста.

Одним из главных приоритетовмуниципальной политики остается выполнение Указов Президента РФ по повышению заработной платы педагогов дошкольного образования и достижение целевых значений показателя средней заработной платы воспитателей к средней заработной плате в общем образовании.

Продолжает формироваться оценка качества деятельности педагогов при оплате труда в контексте перехода на эффективный контракт. Разработаны системы показателей и критериев качества профессиональной деятельности, проведен анализ трудовых договоров.  Средняя заработная плата педагогов   в 1квартале 2016 года составила 22631 рублей, прирост к 1 кварталу 2015 года составляет 1245 рублей.  

Согласно ст.65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается промежуточными и итоговой аттестацией. В Стандарте так же четко оговорено, что требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые предполагают наличие у детей предпосылок к учебной деятельности.  При реализации образовательных программ проводим оценку  индивидуального развития детей, лежащую в основе дальнейшего планирования на  этапе перехода детей к школьному обучению. Осуществление взаимодействия со ступенью начального общего образования особенно актуально в период реализации ФГОС. В каждом учреждении разработаны и реализуются Планы работы по осуществлению взаимодействия детского сада и школы.  Критерием достижения качества дошкольного образования является готовность каждого воспитанника к обучению.   Результаты оценки уровня школьной зрелости на протяжении последних лет стабильны, снижается количество детей с низким уровнем, увеличивается  количество детей, уровень развития которых выше среднего.

Готовность к школьному обучению(%)


Уровень \ год

2014

2015

2016

Высокий

30

39

32

Средний

58

53

61

Низкий

12

8

7

Воспитанники дошкольных организаций участвуют в районных и областных конкурсах, акциях.  В детской районной научно – исследовательской конференции «Я – исследователь» приняли участие воспитанники МБДОУ «Детский сад развивающего вида №3», «Заречный детский сад».

Стандарт дошкольного образования решает задачи охраны и укрепления физического здоровья детей, формирования ценностей здорового образа жизни путем приобретения опыта двигательной активности, развития физических качеств.  Задача охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия заложена в основной образовательной программе каждого учреждения. Здоровье детей, посещающих детские сады - предмет пристального внимания каждого педагогического коллектива района. Анализируя результаты обследования воспитанников, медицинские работники выявили, что на момент поступления ребенка в детский сад 20% детей уже имеют серьезные нарушения здоровья,  только 46 % практически здоровых детей, имеющих 1 группу здоровья.

Распределение по группам здоровья(%)


Группа здоровья

2013

2014

2015

I

51

49

46

II

45

47

48

III

4

4

6

К выпуску в школу  увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями.В  оздоровительной помощи нуждается  101 ребенок, это число ежегодно растет. Поэтому    дошкольные учреждения углубленно работают по  физкультурно-оздоровительному направлению, разрабатывают модели физического развития и оздоровления детей, включающие комплекс методических, образовательных и развивающих задач.В учреждениях внедряются здоровьесберегающие программы, технологии и методики, направленные на оптимизацию образовательного процесса: М.Лазарева «Здравствуй», В.Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления», И. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей» и другие.  В  образовательных учреждениях разработаны программы и планы оздоровления детей, ведутся Паспорта здоровья, листы адаптации. Многофакторный мониторинг  состояния здоровья воспитанников   показал, что  в последние годы прослеживается тенденция, пусть незначительного, повышения уровня заболеваемости детей.

Количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни


2013

2014

2015

14,4

14,7

14,8

 
Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности предполагает и правильно организованное питание, полноценное и сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ, обеспечивающее нормальный рост и развитие детского организма, существенно  влияющее на резистентность и иммунитет ребенка. Для решения этой задачи и в соответствии с изменениями в Сан ПиН 2.4.1.3049 – 13 в районе организовано четырехразовое питание, разработано примерное десятидневное меню.  В случае необходимости организуется индивидуально ориентированное питание, с учетом состояния здоровья воспитанников и выявленных отклонений.  Качество питания постоянно анализировалось, в ходе контроля выявлены проблемы, которые необходимо решать. Это и несоблюдение норм по некоторым основным продуктам, отсутствие  расчета калорийности, недостатки в ведении документации и др.

Главная идея современного образования – идея развития. С введением ФГОС ДО возникла необходимость обновления управленческой и образовательной деятельности на основе проектно – целевого, социокультурного и системно – деятельностного подходов. Инновационная деятельность коллективов детских садов  направлена на обновление содержательных и организационных основ, использование в работе разных видов системного анализа, поиск методологически выверенных путей, средств, условий внедрения инновационных технологий, повышающих эффективность деятельности учреждений. Работа в режиме инновационной деятельности требовала от педагогов творчества и активности, была направлена на  подготовку к работе в условиях модернизации дошкольного образования. Осуществляя инновационную деятельность, педагоги района подбирали и внедряли новые педагогические технологии, осуществляли проектную деятельность.   Деятельность педагогических коллективов в условиях развития инновационных процессов стимулировала процесс личностного роста, повышения творческого потенциала педагогов.

В ст. 28 ФЗ «Об образовании В РФ» указано, что к компетенции дошкольной организации относится организация научно – методической работы. Основной целью методической работы ДОУ нашего района являлось обеспечение качества образования средствами повышения профессиональных знаний и умений педагогов. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивала непрерывный процесс совершенствования их профессионального мастерства. Данная деятельность носила опережающий характер в соответствии с новыми достижениями педагогики и психологии. Менялись подходы к организации методической работы. В прошедшем учебном году методическая служба решала задачи обеспечения содержательного организационного и методического сопровождения введения ФГОС ДО на муниципальном уровне,  выявления затруднений, изучения образовательных потребностей  педагогов с целью их максимального удовлетворения, активизации деятельности методических объединений.    В районе реализуется разноуровневая система повышения профессионального мастерства.  В  связи с переходом на ФГОС ДО.    содержательно наполнялся процесс обновления профессиональной деятельности педагогов детских садов с методической точки зрения.  Основными формами методической работы  были   мероприятия, реализующие деятельностный подход, проектная деятельность,  игровое моделирование. Приемы и методы  способствовали тому, чтобы педагоги умели решать образовательные задачи в разнообразной совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности на основе принципов дифференциации и индивидуализации, интеграции образовательных областей.   Для этого была разработана система мероприятий, обеспечивающая создание ресурсных условий для образовательного процесса. Это деятельность районных методических объединений и творческих групп, систематических   семинаров для руководителей учреждений, руководителей районных методических объединений, музыкальных руководителей,  проведение консультаций. Тематика и содержание мероприятий отбиралась исходя из анализа анкет педагогов и в соответствии с методической темой района. Например, «Современные образовательные технологии и методики в работе учителя – логопеда», «Современные методические подходы к формированию школьной готовности ребенка в  условиях введения ФГОС ДО», «Психолого – педагогическое и методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДО» и др. В среднем каждое учреждение участвует в работе трех объединений, посещаемость составляет - 89,5%, что выше показателей 2015 года, удовлетворенность - 98%. Мониторинг методической работы, проведенный руководителями РМО и руководителями учреждений, предоставил возможность получить объективные данные о результативности работы каждого педагога, способствовал  деловому стилю взаимоотношений в коллективах, что значительно влияет на повышение эффективности педагогического труда, рост профессионального мастерства. Но надо помнить, что переход к новому качеству деятельности не прост.  Научно – методическая работа педагога  - это исследование, цель которого получение своих выводов и результатов, т.к. истинная оценка методической работы дается по конечному результату деятельности дошкольного учреждения, а не числу разнообразно проведенных мероприятий.

Активность участия педагогов  в мероприятиях по повышению профессионального мастерства способствовала совершенствованию работы по обновлению содержания районного банка педагогического опыта. Муниципальные образовательные учреждения  района занимались трансляцией лучшего опыта работы педагогов. Педагогический опыт имел личностный почерк, который может быть освоен заинтересованными коллегами.  Педагоги  разработали образовательные проекты и адаптировали их к условиям своих учреждений. В течение года был обобщен педагогический опыт МБДОУ «Детский сад №1 «Радость» по организации инновационной деятельности, через работу семинаров и методических объединений распространен опыт МБДОУ»Детский сад общеразвивающего вида №6 «Лесная сказка».   Профессиональные конкурсы - эффективная форма организации образовательной деятельности в детском саду.  Дошкольные работники района приняли участие в районных конкурсах «Лучшая разработка прогулки», «История моего учреждения», в региональной научно – практической конференции по экологическому воспитанию (Васильева Е.К. – старший воспитатель МБДОУ «детский сад общеразвивающего вида №6 «Лесная сказка»), в региональном этапе Всероссийского конкурса «Воспитатели России» (МБДОУ «Детский сад №1 «Радость» - 2 педагога).   Но имеются резервы для актуализации данной проблемы. Необходимо, чтобы участие в подобных мероприятиях, стимулировали и поддерживали творческую деятельность педагогов, как ресурс  их развития.  

Эффективность работы организации во многом определяется компетентностью руководителя. Осуществление контрольной деятельности было направлено на оценку непрерывного системного анализа и оценку выполнения функций по управлению дошкольным учреждением. Упор делался на оценку реального состояния деятельности, позволяющую выявить проблемное поле. Рособрнадзор указывает на необходимость усиления контроля за соблюдением законодательства об образовании  в  части приема обучающихся, соответствия локальных актов, регулирующих правила приема, положениям федеральных нормативных правовых актов. В 2015-2016 учебном году прошли проверки органов надзора и контроля в сфере образования  в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Радость», «Детский сад общеразвивающего вида №9», проведены   4   проверки Управления образования по созданию условий для введения ФГОС  дошкольного образования. Решение задач контрольной деятельности способствовали усилению результативности функционирования образовательных организаций за счет повышения качества принимаемых управленческих решений, а так же   выявлению нарушений требований законодательства об образования, их своевременное устранение. По результатам всех проверок подготовлены итоговые документы, приняты управленческие решения, разработаны планы выполнения предложений.
Актуальность сотрудничества детского сада с семьей обозначена современным законодательством.  В ст. 44 . ФЗ «Об образовании в РФ» определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Организация работы с родителями осуществлялась с целью вовлечения их в образовательный процесс и построения единого образовательного пространства.  В соответствии с выявленными проблемами и учетом потребностей родительского сообщества  определили основные направления взаимодействия: педагогический мониторинг особенностей семейного воспитания и удовлетворенности родителей совместной деятельностью, педагогическое образование и показ возможностей развития ребенка в семье, педагогическое партнерство и участие родителей в жизни образовательных организаций, создание условий для творческой самореализации родителей. Данные направления были реализованы через систему мероприятий, включающих проведение родительских собраний, круглых столов, выставок литературы, наглядно – текстовой информации, консультаций, мастер – классов и др. Удовлетворенность родителей деятельностью образовательных учреждений составляет 98,7%.

Современная система дошкольного образования стала качественно иной. Активное включение электронных образовательных ресурсов помогает МБДОУ соответствовать современным российским законодательствам, нормативным требованиям и оставаться конкурентоспособными. Одно из направлений реализации государственной политики в области образования – создание единой образовательной информационной среды, открытой для всех участников образовательного процесса.  Обеспечена работа системы «Электронный детский сад». В районе внедрена система учета контингента в информационных ресурсах ГИС «Образование», региональный сегмент межведомственной системы учета контингента на территории Верховажского района.  Осуществляется ежедневная актуализация данных в системе. Проводится работа, в соответствии планом «Дорожная карта», по популяризации Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области, электронных государственных и типовых муниципальных услуг на 2015 – 2016 годы, утвержденных Губернатором области 07.03.2015 года по достижению контрольного показателя «Доля запросов о предоставлении государственных услуг, направленных в органы исполнительной власти области  в электронном форме, от общего числа запросов на предоставление государственных услуг. Доля обращений на постановку на учет для предоставления места в детский сад посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) составила 98%. В настоящее время идет корректировка в справочнике «Льготы».

Велась подготовка образовательных учреждений к процедуре лицензирования. Проведен семинар для руководителей «Разработка нормативно – правовых механизмов деятельности ДОО при подготовке к лицензированию», консультации.
Таким образом,  организация оценки состояния муниципальной системы образования,  накопление информации по различным параметрам позволили выявить и систематизировать необходимые показатели качества деятельности, провести корректировку задач и направлений работы, в том числе и финансирования муниципальных полномочий в сфере дошкольного образования, осуществляемых в Верховажском районе.    Для дальнейшего процесса оптимизации и повышения эффективности   в области дошкольного образования определены следующие направления деятельности:
- продолжать оптимизировать сеть учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования для обеспечения  соответствия санитарно – гигиеническим и противопожарным требованиям;
- продолжать  обеспечивать доступность дошкольного образования для 100% детей от 3 до 7 лет и с 1,5 до 3 лет;
- усилить контроль в части осуществления полномочий по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования,  в том числе путем формирования и ведения электронной очереди в ДОО;
- совершенствовать условия   реализации федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования во всех ДОО района;
- создавать условия для инклюзивного образования, обеспечить эффективную систему социализации детей, доступную для детей с особыми образовательными потребностями, детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- продолжать совершенствовать информационную открытость ДОО через государственную информационную систему «Электронное образование», популяризируя перевод государственных (муниципальных услуг), в том числе по получению компенсации родительской платы, в электронный вид посредством портала Госуслуг;
- развивать организационно – правовые механизмы управления дошкольным образованием и усиление общественной поддержки его системы;
- обеспечить прохождение процедуры лицензирования основной образовательной программы дошкольного образования, а так же дополнительных образовательных программ для увеличения числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам.

  

 

Основные направления деятельности Управления образования Верховажского муниципального района в области дошкольного образования на 2016-2017 учебный год

скачать

Сайт Президента Российской Федерации Сайт Правительства Российской Федерации Сайт Государственной Думы Российской Федерации ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Официальный портал Правительства Вологодской области Сайт Губернатора Вологодской области Сайт Сайт Гос.Закупок

ОМСУ © 2017 Все права защищены. Органы местного самоуправления Верховажского муниципального района Вологодской области

adm-verhov.ru официальный сайт, info@adm-verhov.ru официальная электронная почта

Адрес для отправки корреспонденции почтовым отправлением через ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»:
Российская Федерация, 162300, Вологодская область, Верховажский район, село Верховажье, улица Октябрьская, дом 8

Сегодня 15 декабря 2017 года, пятница. Информация предназначена для лиц, возраста старше 18+.
Данный сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации. Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта

Прокрутить вверх
Прокрутить вниз